
«Опека – концепт, но не базис современной пансионатной системы ухода за пожилыми и престарелыми. Однако отказ от этого концепта может повлечь за собой разрушение самой системы, как отказ от восприятия хрупкости метровой фарфоровой вазы, визуально массивной».
Из «Социальной психологии» Е. Граниной
Погружаясь в теорию идейного и идеологического наполнения интернатной системы для возрастного контингента и целой российской сети пансионатов для пожилого человека (как носителей этих смыслов), спросим себя: а есть ли место методике в этом сегменте услуг? И что такое здесь вообще, скажем шире, идеология? Учитывая, что о сегодняшнем государственном интернатном обслуживании пожилых людей говорить приходится лишь в незначительных процентах… Так основа ли это, постамент самой попечительской среды, поддерживающий ее «экологию» и общий климат циклов ухода и заботы, или откровенная помеха, мешающая маркетинговому полю развития здорового частного бизнеса.
Ступеньки в недавнее прошлое
Изучая и анализируя советскую методологию содержания в доме престарелых, основанную на симбиозе геронтологической медицины (впрочем, крайне умеренной) и «партийной» модели организации пространства, становится видна масштабность идеологии, схожая с громадным плавучим айсбергом. Однако сам «айсберг», как известно, столкновения с переменами в итоге не выдержал (включая и структуру пансионатов для престарелых), а все идеи, даже правильные, были быстро поглощены новыми трендами.
Когда автор, готовя материал к публикации, общалась с представителями медицинского сообщества частных пансионатов, с сотрудниками соцслужб и спрашивала у собеседников о возможности возврата к прежним интернатам для престарелых, массовым и бесплатным, то не услышала ни поддержки, ни одобрения. И дело тут не только в доходах коммерческих учреждений опеки пожилых – просто прошлое стало прошлым. Сознание людей изменилось. Лучше мы сегодня оценим затраты и поищем недорогой пансионат для пожилых, нежели решимся на госуслуги: поместить пожилого человека в дом престарелых (куда еще, к слову, надо устроиться, собрав ворох доказательных документов). Так прежний идеологический багаж превратился в старый тяжелый чемодан, который в определенный момент стал лишним.
Однако наши собеседники отметили: пусть современное идеологическое пространство государственных и частных пансионатов для пожилых выглядит иначе, но оно никуда не исчезло. И `на уровне управления такими учреждениями эту позицию понимают и принимают. Как замечательно сказала одна интервьюируемая: «Убрать из дома пребывания пожилых людей саму заботу о пациентах, оставив лишь платный трафик меняющихся клиентов, – значит лишить систему собственного предназначения».
И еще одно мнение респондента из деловой среды: «Недавно с коллегами посетили дом престарелых. Я ожидал и боялся тягостных, глубоко печальных историй, но увидел очень разных пожилых людей, для большинства которых частный пансионат с медпомощью стал настоящим выходом из кризисной семейной или личной ситуации. Тот уход, что они получают здесь, зачастую продлевает жизнь и улучшает их состояние, меняет настроение и дает надежду на новые впечатления».
Личность пациента в зеркале сети пансионатов для пожилых
Актуальные тенденции организации пансионатов для проживания пожилых людей охватывают аспекты не только обеспечения жильцов необходимыми услугами, но и требуют гармоничного пребывания личности в центре, ее дальнейшей социализации. Подобные условия декларируются не только на бумаге, но и потребностями самой продолжающейся жизни. И управленцам, методистам интернатов престарелых необходимо учитывать этот вектор развития своего учреждения, контролировать готовность соответствовать стандартам запросов пациентов и их законных представителей.
Именно поэтому компетенции менеджмента попечительской среды должны сегодня расширяться до ситуативных факторов, диктуемых реальностью. Адаптивности же любых пансионатных структур (от государственно-субсидируемых до полностью частных) самой идее опеки без идеологической канвы добиться невозможно. Только надо найти для идеологии разумные, адекватные контингенту, клиентоориентированные способы ее реализации. И не потерять в этих поисках личность каждого жильца дома для пожилых людей. Чтобы опекуны своих родственников читали в сети не только информацию на предмет «интернат престарелых цены», но и, например, «частный пансион культурный досуг». А отчего бы и нет?!
И, традиционно, отмечая наших партнеров из Ленинградской области – пансионат для пожилых рядом с СПб «Ропша», добавим, что это заведение пропагандирует круглосуточную заботу о ваших близких не только в плане физической поддержки, но и в необходимом душевном общении.
Ход времени
Путь вариативного, разнообразного вливания гуманистичной, социокультурной идеологии в современную опеку должен начинаться сверху. С динамики административного, методического, собственно предпринимательского аппарата, который обязан сегодня функционировать в «живых» режимах тренеров, тьютеров, коучеров и консалтеров. Открытость к диалогу с профессиональным сообществом, коллегами; с попечительскими советами и медицинскими комитетами; социальными органами; с молодежной волонтерской общественностью гарантирует нахождение взаимопонимания с внешним социумом, поиск деловых компромиссов с клиентской базой, агрегацию в обществе эмпатии и медиации по отношению к интернатам престарелых.
Пытаться побороть ход времени – преступно. Заработать репутацию «пансионата, в котором возрастные пациенты живут, как в советское время» просто глупо. Даже детей обучать так, как вчера, уже нельзя. Другой момент: важно научиться фильтровать, отсеивать. Ведь отделение зерен от плевел остается как раз незыблемым столпом любой идеологии, включая эмпирику социальных, психологических, медицинских исследований пансионатов для пожилых.
Шаги вперед
Маркетологи называют «шагами» успешную рекламу, высокоэффективные техники продаж, зашкаливающие конверсии откликов на продукт. Почему же в пансионах для пожилых людей не может быть также? Любой организатор подобного бизнес-объекта должен стремиться и к эффективности деятельности учреждения, и к росту и доверию клиентуры, и к откликам на уровне партнеров, учредителей, профессиональных коллегий.
Но, конечно, попечение – это не только система оказания услуг, продвижения их оказания. Это имидж большой цепи звеньев. Где первое и важнейшее звено – пациентоориентированность, внимание к нуждам особого «населения» дома пребывания пожилых людей.
Пусть здесь на выручку и приходит здоровая идеология, без повторения ошибок прошлого. Идеология соблюдения физического комфорта, душевной и нравственной экологии пожилых людей, идеология здоровьесбережения, идеология общения. На такой базис можно надстроить и то, что называется реакцией на современность: ответы на запросы актуального времени и актуальных сегментов (клиентов работы интернатов пожилым). Только слияние заботы о пациенте с предоставлением ему достойного проживания самого современного уровня обеспечит как спокойствие пребывания возрастного человека в центре, так и конкурентоспособность самого заведения в собственной нише рынка.